Против карт » Публикации » Апокалипсис: Ответы на вопросы о конце мiра, антихристе и его начертании


Апокалипсис: Ответы на вопросы о конце мiра, антихристе и его начертании

  • [edit]Редактировать[/edit]
 (голосов: 5)

 

 

 

Что такое печать антихриста

 


Что представляет собой православное учение о нашумевших сегодня апокалиптических вопросах? Зачем нам думать об антихристе и о «конце света»?... Представляем богословский анализ некоторых воззрений на учение о конце мiра, антихристе и его начертании.

 
Известны тебе признаки пришествия антихристова.
Не только один ты помни оные, но и всем сообщай с любовью
.

Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные1.
 
А что есть начертание? – Имя зверя, добавляет евангелист.
Узнать это можно двояким образом: через смысл
самого имени или через число. Число же имени
зверя [ему] нужно будет повсюду распространить,
в делах купли и продажи, чтобы тот, кто не несёт
его на себе, скончался от недостатка необходимого.

Свт. Арефа Кесарийский. Толкование на Апокалипсис2.

 

Пролог


От Редакции Православного Апологета:


О противной христианскому сознанию и богословию
позиции о. Георгий Максимова о биометрии и микрочипах


В связи с недавним и уже нашумевшем выступлении священника Георгия Макисмова по вопросу о принятии биометрии и микрочипов, мы посчитали дать повторную публикацию нашей Лекции №1 Что такое печать антихриста.


О. Георгий, пренебрегая всем опытом борьбы уже в несколько десятилетий Элладской Церкви с глобализацией и ее порождениями: системой тотального контроля, нумерацией людей, электронного паспорта, установления безденежного общества и внедрение микрочипов в людей, которую она всегда рассматривала как борьбу за богоданную свободу и спасение души, самым безцеремонным образом навязывает свое мнение о том, что все эти вопросы не являются религиозными.


Эти вопросы, мы это еще и еще раз подчеркиваем, основываясь на всех документах Элладской Православной Церкви (1993, 1992, 1997, 1998, 2001, 2012), а также Священного Кинота Святой Горы Афон (от1997, 2011, 2012 и т.д.), вопросы о принятии цифрового номера, так или иначе связанного с «ненавистным» числом антихриста 666, принятия электронного паспорта и микрочипа являются взаимосвязанными и затрагивают религиозную совесть христианина, влияя и на его спасение.


Непонимание этих проблем и попытка о них замалчивать имеет свою причину – отсутствие духовного трезвения, правильной духовной жизни, отсутствии жизни в глубоком покаянии. Это касается не только мирян, но также епископата и священства, которые живут в «полном довольстве», живут часто чисто светской жизнью. Кроме того на это состояние «помрачения» влияет и протестантский дух, незнание критериев православного богословия.


Мы еще и еще раз хотим напомнить прекрасные слова выдающегося богослова 20 столетия, основанные на диахроническом предании Православной Церкви, что не Собор определяет истину, а истина дает оценку правильности решений Собора епископов. В Церкви Христовой, в особенности в наше время, высшим авторитетом является не собор, а святой, достигший состояния обожения, обладающий «умом Христовым».

 

Ибо история, как подчеркивает о. Георгий Флоровский показала и доказала, что сами соборы часто не принимали верных решений и не являлись выразителями истины. Но таковыми часто являлись отдельные лица, т.н. «меньшинство» достигшие святости.[1]

Главный богословский критерий в Православной Церкви выражен в вероопределении IV Вселенского собора: «последуя Святым Отцам». Этот богословский принцип самым существенным образом отличает богословие Православия от католицизма, в котором мнение Римского понтифика, папы, является в вопросах веры решающим.

 


В наше время церковной секуляризации выразителями истины еще чаще являются именно святые, такие как прп. Паисий Святогорец. Его брошюра «О знамениях времен» вполне ясно и недвусмысленно свидетельствует о нашем времени как не только активном внедрении числа 666, но о построении диктатуры антихриста, о коварном введении печати.

О. Георгий, давая совершенная ложные оценки указанным проблемам, восхищает себе право, будучи простым молодым священнослужителем, судить о святых, оценивать их действия.


Прп. Иоанн и Варсонофий Великий в своей важной книге «Руководство к духовной жизни» свидетельствуют: «Так и святые: они не говорят что-либо от себя, но Бог говорит в них, как Ему угодно, иногда прикровенно, иногда явно». (Ответ 786). И когда прп. Паисий Святогорец говорит о принятии электронного паспорта как «равнозначном отречению от Христа», то это не его домыслы и фантазии, а с болью о современном человеке произнесенные слова Святого Духа.


То же касается и биометрии. Она носит в себе не только античеловеческий элемент, противный здравой и гуманной этике, но и религиозный, как попирающей достоинство человека. Все эти «технологические инновации» современного мира, являются средствами установления Нового Мирового Порядка, антихристианского.


И оправдывать их, да еще священнику, является тяжким грехом. Отец Георгий своей «убедительной риторикой» ввел в великий соблазн множество верующих. Как не вспомнить слова Христа Спасителя «горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит». (Мф. 17, 8) Как необходимо нам поступать в таких случаях? Безусловно, сторониться таких священнослужителей как волков в овечьей шкуре. Нам также ориентиром в таких случаях служат слова св. апостола Павла, апостола язычников: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь, производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них»(Рим.16, 17). Переубедить о.Георгия невозможно, поскольку выработанная им аргументация строится на заведомой лжи, его позиция носит характер уже неисправимого упорства, а теперь еще и агрессивности.


В приводимой статье дается критика мнений профессора А. И. Осипова. Но многие из его мнений повторяет, к сожалению, и о. Георгий Максимов. Поэтому, несмотря на свою относительную давность, статья эта не потеряла своей актуальности.


Есть один небольшой вопрос в евангельском учении, но широко всем известный. Он обсуждается особенно часто, но по настоящему серьёзно почти всегда только наедине и в неофициальной обстановке. Над этой тайной, о которой почти неприлично сегодня говорить в обществе и не безопасно для репутации заводить беседу, размышляли во все времена. И в наше время продолжают размышлять и вновь теряются в догадках самые разные люди как верующие, так и атеисты, и даже не христиане.


Тайна продолжает оставаться тайной. Повествуется о ней в 13-й главе Откровения (Апокалипсис) святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Это, как уже наверно стало понятным, вопрос о «начертании» или печати Антихриста3 – «человека греха» в личности которого в конце времён Господь попустит наиболее полно раскрыться «тайне беззакония»4. Как мы знаем из Откровения, он станет полнейшим орудием диавола, и с его нечистой помощью захватит небывалым обольщением и обещаниями безопасности и райской жизни на земле власть над всем миром, затем объявит себя царём и богом, и будет заставлять всех людей поклонятся ему или его образу-идолу, а также, все поклонившиеся ему будут запечатлены его печатью греха и скверны, клеймом без которого люди будут отлучены от общества и обречены на вымирание от голода и недостатка необходимого5.

 


 


Итак, о печати Антихриста, о неизвестном нам его имени и числе этого имени, которое в отличие от его имени всем хорошо известно, а также о некоторых трудных и злободневных из современной жизни вопросах, которые требуют определения нашей позиции по отношению к ним, мы будем говорить в этой беседе, и, с помощью Божией, постараемся наконец хоть как-то в них разобраться и определиться, а не оказаться снова и в ещё большем неведении и заблуждении. Сегодня это по настоящему больная тема, которая вызывала и вызывает огромное количество споров. Известно по этому поводу много различных толков и толкований, бытуют различные мнения. Одни говорят одно, а другие совсем иное, и, что самое неприятное, противоположенные мнения теперь раздаются даже с церковного амвона и архиерейской кафедры, происходят разногласия и расколы в умах людей.

 


Кому же верить и как не впасть в крайности, а держаться православной золотой середины? Во все времена евангельской эры, т.е. в «последние времена» (согласно первому значению этих слов в Священном Писании6, «последние времена» уже наступили с пришествием в мир Христа Спасителя; во втором смысле – буквальное понимание, т.е. это времена перед концом мира и Вторым Пришествием7) обсуждалась эта тема, но в наш век особенно остро, и сегодня, достигла едва ли не кульминации.


Известно, что христиане особенно часто обращались к Апокалипсису для утешения и ободрения в периоды лютых гонений на веру и всеобщих народных бедствий. В XX веке по Рождестве Спасителя, который выделяется из всех эпох их масштабом и размахом: революции и политические репрессии, страшные техногенные аварии и природные катастрофы искалечившие и унесшие миллионы жизней, преследования и мученичество за веру сотен тысяч христиан численностью намного превысивших все прошлые гонения, войны, которые захлестнули весь мир, – всё это зло породило небывалые и запредельные эсхатологические чаяния, т.е. ожидания скорого конца света и исполнения апокалиптических пророчеств.

 

 

И они сейчас имеют за собой основания гораздо большие, чем были в России XVв., когда несколько лет подряд народ испытывал на себе неурожаи, голод и необычные стихийные бедствия, а суеверные люди даже установили датой конца мира конец 7-го тысячелетия от сотворения мира (1492г.), так что даже не составлялись на последующие годы календари и пасхалии.


Сегодня, когда гонения на христиан и войны внешне успокоились и утихли, а к неурожаям и стихийным бедствиям научились относиться более равнодушно, многие люди озаботились другим явлением, которое до сих пор было известно человечеству, только со страниц фантастических романов. Во всём мире происходит необычайное и экономически неоправданное стремительное развитие, и повсеместное внедрение, засилье суперсовременных компьютерных технологии во всех, даже самых незначительных сферах жизни человека, «вездесущих» электронных средств связи и слежения. Над умами царит и правит масс-культура, насаждающая новые, ранее не известные миру ценности плюрализма8, космополитизма, насилия и разврата.

 


Опасения эсхатологически настроенных верующих людей и сегодня очень велики и они отнюдь не безосновательны, вопреки мнению тех, кто связывает их исключительно с неприятием верующими людьми, и людьми старого поколения технического прогресса, подобно тому как раньше некоторые боялись паровозов и самолётов. Но, чтобы не увлечься за идущими по ложному пути, конечно же, во всём необходимо избегать крайностей в обоих направлениях и доверия собственным ограниченным впечатлениям.

 


Вообще же, эсхатологическая настроенность всегда была неотъемлемой и отличительной чертой христиан, как чувство близости конца жизни и конца мiра. Это чувство мы видим у первых христиан и у святых всех веков, которые каждый свой день старались провести так, будто бы это последний день в их жизни, т.е. их эсхатологические чаяния приносили положительные плоды, не позволяли им расслабляться, впадать в уныние и в безпечности предаваться пирам, и всевозможным наслаждениям. Это чувство всегда отличало христиан от неверующих и идолопоклонников, которые старались поменьше думать о неминуемом конце жизни.


 
Имеется достаточно авторитетных святоотеческих свидетельств

 


Также среди таких рассуждений бытует мнение, что Апокалипсис имеет подчинённое и второстепенное значение для верующих по сравнению с Евангелием и апостольскими посланиями, не полезен для изучения и вообще не может быть адекватно воспринят и истолкован потому, что недостаточно святоотеческих толкований для получения непогрешимого ориентира consensus patrum9, а только имеется несколько частных мнений.


Это глубоко ошибочные мнения. Конечно, Апокалипсис – книга таинственная, весьма трудно поддающаяся правильному пониманию и истолкованию, вследствие чего, уставом церковным даже не положено чтений из неё за богослужением, но всё же имеется достаточно авторитетных святоотеческих свидетельств для точного и православного её осмысления в доступных нам пределах. Несмотря на темноту, под которой сокрыт смысл этой книги и вследствие которой многие неверующие пытались всячески опорочить её, глубоко просвещённые отцы и богомудрые учители Церкви всегда относились к ней с великим благоговением.


Так, св. Дионисий Александрийский пишет: «темнота сей книги не препятствует удивляться ей. И если я не всё в ней понимаю, то лишь по моей неспособности». И блаженный Иероним высказывается: «В нём столько же таинств, сколько слов. Но что я говорю? Всякая похвала сей книги будет ниже её достоинства»10. Книга «Откровение» всегда высоко ценилась в Церкви и являлась источником вероучения. Очень мало кто знает, что многие неотъемлемые составляющие православного храма и богослужения происходят из описаний небесного богослужения о котором повествуется в Апокалипсисе.


Существуют разные направления толкователей Откровения. Одни из них относят все видения и символы Апокалипсиса к «последним временам» – кончине мира, явлению антихриста и Второму Пришествию Христову, другие – придают Апокалипсису чисто историческое значение, относя все видения к историческим событиям первого века – ко временам гонений, воздвигнутых на Церковь языческими императорами. Третьи стараются найти осуществление апокалипсических предсказаний в исторических событиях позднейшего времени. По мнению их, например, папа римский есть антихрист, и все апокалипсические бедствия возвещаются собственно для римской церкви и т. п.

 

Четвёртые, наконец, видят в Апокалипсисе только аллегорию, считая, что описываемые в нём видения имеют не столько пророческий, сколько нравственный смысл, аллегория же введена только для усиления впечатления с целью поразить воображение читателей.


Более правильным надо признать то толкование, которое объединяет все эти направления, причём не следует выпускать из вида, что, как ясно учили об этом древние толкователи и отцы Церкви, содержание Апокалипсиса в итоге своём направлено к последним судьбам мира. Не может быть, однако, сомнений, что в течение всей минувшей христианской истории исполнилось уже немало предсказаний св. тайновидца Иоанна о грядущих судьбах Церкви и мира, но нужна большая осторожность в применении апокалипсического содержания к историческим событиям, и нельзя слишком злоупотреблять этим11.

 


Справедливо замечание одного толкователя, что содержание Апокалипсиса только постепенно будет становиться понятным по мере наступления событий и исполнения пророчеств, в нём предреченных. Правильному пониманию Апокалипсиса, конечно, больше всего мешает отход людей от веры и истинно христианской жизни, что всегда ведёт к притуплению, а то и полной утрате духовного зрения, необходимого для правильного понимания и духовной оценки совершающихся в мире событий.

 

 

Эта всецелая преданность современного человека греховным страстям, лишающая чистоты сердечной, а следовательно, и духовного зрения (Мф. 5, 8), служит причиной того, что некоторые современные толкователи Апокалипсиса хотят видеть в нём одну аллегорию и даже самое Второе Пришествие Христово учат понимать аллегорически. Исторические события и лица переживаемого нами ныне времени, которое, по всей справедливости, многие уже называют апокалипсическим, убеждают нас в том, что видеть в книге Апокалипсиса одну аллегорию – поистине значит быть духовно слепым12.

 


 


Многие святые отцы и церковные писатели были точно также заинтересованы этим вопросом13. Не из праздного любопытства возникает и нынешняя заинтересованность этими вопросами, которая особенно обостряется всеобщими, усилившимися ощущениями приближения последних времён во втором смысле. Эти времена узнаются нами по известным из Священного Писания признакам – «знамениям времён», которые даны нам Самим Христом Богом в Евангелии и Его апостолами, а именно: всеобщему «отступлению» от веры, оскудению любви между людьми и между христианами в особенности, да так, что христиане перестанут отличаться от людей мiра сего, которые живут плотским рассудком и прихотями, а также, несомненно, по событиям общемiрового объединения народов и государств, под знаком единства несовместимого со знаменем Креста Христова и христианскими ценностями, под знаменем поклонения богатству и благополучию, т.е., если выражаться современным языком, по глобализационным мерам в мiровой политике, отличительной чертой которой будет неприятие Церкви и стремление к ущемлению её деятельности, и в международной экономике, усилению мер по контролю над людьми, о чём мы как раз и узнаем из Апокалипсиса, и из Второго послания св. ап. Павла к Фессалоникийцам, где апостол Павел говорит об «удерживающем», т.е. о государственной власти, согласно свт. Иоанну Златоусту и большинству толкователей.

 


В 90-е годы XX в. вопросы о «начертании» и числе антихриста были подняты и тщательно исследованы на высоком научном и богословском уровне в Элладской поместной Православной Церкви, в связи с вступлением Греческого государства в Шенгенское соглашение, когда в Греции помимо самого соглашения была произведена попытка ввести всем гражданам электронные паспорта содержащие штрих код EAN-13 и апокалиптическое число, через которые должна была бы происходить идентификация людей как это происходит сейчас с товарами в магазинах. Против этого возникло народное сопротивление и этот законопроект был осуждён Греческой Церковью на соборах Священного Синода в 1994-97гг., что и привело к отказу от его осуществления.

 


К сожалению у нас в Русской Православной Церкви борьба против электронного учёта граждан не привела к разрешению проблемы. Богословская комиссия 2001 года приняла весьма туманные решения и, не сделав собственных основательных и детальных исследований, не воспользовалась и опытом Греческой Церкви, которая столкнулась совсем недавно с теми же проблемами, но пришла практически к противоположенным выводам. Раскол в умах и разброд мнений продолжает существовать и не утихает – вот очевидный результат и ситуация на сегодняшний день. В качестве поясняющего примера приведём позицию духовника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова): То, как и для чего это делается, не оставляет сомнений в греховности и богоборческом характере этого дела. Поэтому участвовать в этом деле не нужно, а по мере возможностей ему сопротивляться14.

 

 


Мнение о. Кирилла в точности созвучно мнению приснопамятного блаженного старца Паисия Святогорца15, которое стало решающим при принятии Собором Греческой Церкви своего окончательного решения. У нас же, к сожалению, Богословская комиссия не посчиталась с мнением о. Кирилла16, который остался непреклонен и обличил своих оппонентов в неправоте17, а монашествующие Лавры остались верны позиции своего духовного отца и не приняли решения комиссии.

 


К сожалению, некоторые наши современные российские богословы настойчиво пытаются полностью пренебречь выводами и результатами работы тех соборов Священного Синода братской Греческой Церкви и навязывают вообще совершенно нецерковное мировоззрение.

 


Что может лежать в основе этого мировоззрения и чем оно руководствуется? Может быть это недоверие Священному Писанию или незнание учения Церкви, доверие своему разуму, которое именуется в Священном Писании плотским мудрованием, желание любыми способами приспособиться, не лишиться достатка и безбедного существования, не взирая на происходящее опасное глобальное переустройство мира, которое стремительно совершается на наших глазах. Здесь может быть всё, что угодно, нам не стоит их осуждать, но одно нам необходимо знать очень хорошо – это то, что никогда не подведёт, как компас на корабле, – это, несомненно, Предание Церкви, творения её святых отцов и учителей, которое зиждется на Евангельском откровении, и только им одним возможно руководствоваться так, чтобы не ошибиться.

 


Поводом к написанию настоящей статьи послужила одна из многочисленных аудио-лекций всем известного, благодаря своим оригинальным и нетрадиционным воззрениям в области православной веры, профессора МДА и С Осипова А. И., расшифровка которой опубликована в интернет-журнале «Русская неделя»18. В этой лекции ставятся и обсуждаются многие интересующие нас вопросы о толковании эсхатологических мест Священного Писания, вопросы о электронных документах. Профессор «проливает свет» на распространённое сегодня мнение о т.н. «предпечати», рассматривает некоторые феномены современной жизни и даёт своё альтернативное объяснение сущности всего догматического вопроса «о начертании» вообще. Дело в том, что есть основания сомневаться в точности сделанных им выводов.

 


Для начала, хотелось бы обратить внимание православных христиан на то, как существенным образом искажается церковное учение «о начертании антихриста», которое является догматическим, т.е. необходимым элементом нашей веры и прямо изложено в Священном Писании. Поэтому, прежде чем перейти к вопросам общей эсхатологической экзегетики и бытовым вопросам, о которых мы надеемся продолжить разговор в скором времени в следующих беседах, предлагаем вашему вниманию познакомиться с богословием о печати антихриста в сравнении с рассуждениями из лекции А. И. Осипова «Апокалипсис. Ответы на вопросы»19, и получить необходимые ориентиры для продолжения обсуждения.



А. «Что такое печать антихриста и существует ли предпечать антихриста?».

 


А. И. Осипов справедливо замечает, что не существует термина предпечать антихриста, но конечно не в терминологии дело. Необходимо понимать какой смысл несёт сама печать. В святоотеческой мысли печать антихриста понимается как нечто противоположное печати Христа, которая полагается на человека в таинстве святого Крещения. Эта печать Христова имеет две стороны: видимую-Крест, и духовную, невидимую – благодать освящения и просвещения человека. То есть печать Христова – это и знак, знамение вещественное и духовно-благодатное.

 


Церковь через своих богопросвещённых Отцов нам постоянно возвещает о том, что и до явления таинства Креста Христова – орудия и символа спасения человечества, были его прообразы. Эти прообразы таинственно изображали спасение человеческого рода через Крестную Жертву тогда ещё только ожидаемого Искупителя мира, но и они оказывали своё благодатное воздействие на человека20.


Поэтому совершенно очевидно, что и для антипода к символу спасения – печати антихриста, как знака и символа личности самого антихриста и погибели обмiрщённого человечества, существуют свои прообразы. Этими прообразами могут служить различные богоборческие и сатанинские символы, которые применяли гонители и хулители Церкви в истории человечества, например пентограммы и т. п. Эти символы обозначают собой действия «тайны беззакония», которая своё завершение найдёт в явлении «человека греха» – антихриста.


Чтобы показать, что данный тезис не является выражением личного, субъективного суждения, но общепринятым церковным православным учением, приведём замечательные и глубоко содержательные слова свт. Григория Паламы из его 11-й «Омилии на Крест Господень», творения которого для Православной Церкви являются, после Священного Писания, почти что абсолютным мерилом, эталоном Православия (наравне с творениями трёх великих вселенских учителей: святителя Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого):

 


   «Как, например, ещё прежде пришествия "человека греха, сына погибели", я говорю об антихристе, возлюбленный Христу богослов говорит: "и ныне антихристи мнози быша: от сего разумеваем, яко последний час есть" (1 Ин. 2, 18), так и Крест был у праотцев и раньше того времени, как пришел в исполнение. И великий Павел еще яснее уча нас, что и раньше того времени, как придет, антихрист – уже среди нас, говорит, что "тайна его деется среди нас" (2 Фес. 2, 7). Так и Крест Христов, не явившись еще, был уже среди праотцев: ибо тайна его свершалась среди нас»21.


Профессор А. И. Осипов, переходя к выяснению содержания смыла печати антихриста, применяет недозволенный приём «высмеивания идеи». «Нам-то кажется, что надо просто шлёпнуть по лбу чернилами "666"». Подобные недозволенные, в духе протестанта-харизматика саркастические фразы в отношении числа 666 звучали у Профессора и раньше: «Что такое 666? Да ставь его хоть на лбу, хоть на майке!». Безусловно, подобное кощунство несовместимо с языком богословия, где требуется сдержанное, точное и глубокое изложение святоотеческого учения.


Собственно говоря, затрагивая вопрос о сущности печати антихриста А. И. Осипов, высмеяв мысль о использовании числа 666 как видимого знака, с уверенностью говорит, что это не знак, а настрой наших мыслей и наших чувств и погружение их в материальное, в земную жизнь. При этом он ссылается на свт. Андрея Кесарийского, что люди «будут просить антихриста: "Дай нам славу, богатство, наслаждение"». То есть печать – это духовное запечатление человека некой невидимой духовной печатью. Но эта позиция, если трезво смотреть на святоотеческий текст, является фальсификацией догматического учения о печати, которое изложено у святителя Андрея Кесарийского и других Святых Отцов.


Свщмч. Ипполит Римский говорит: «Печать (ἡ σφραγίς) же его, наносимая на лоб и правую руку, есть число (ψῆφος), 666 (χξς´)»22.


Свт. Андрей Кесарийский вполне однозначно свидетельствует о том, что начертание-печать антихриста – это внешний видимый знак: «нет ничего странного и в том, что предтеча и оруженосец антихриста при помощи демонов, сделав изображение зверя, ложно покажет его говорящим, прикажет избивать всех не поклоняющихся ему и попытается всем наложить начертание (το χάραγμα) гибельного имени отступника и обольстителя на правых руках, чтобы отнять силу для совершения добрых дел, а также и на челе, чтобы сделать прельщённых дерзновенными в обольщении и тьме. Но те, у которых лица запечатлены Божественным светом, не примут его. И будет он распространять звериную печать везде, и в купле, и в продаже, чтобы не принимающие её умерли насильственною смертью от недостатка, необходимого для поддержания жизни»23.


В этом отрывке толкования свт. Андрея есть ряд наиважнейших указаний:

 

    • на метод наложения начертания – насильственное навязывание,
    • на действие этого начертания – гибельность, способность парализовывать богоугодную деятельность человека, которое усугубляет состояние прельщенности у людей прельщённых ещё ранее.
    • Распространение лжепророком печати-начертания происходит в первую очередь в купле и продаже, т.е. в системе торгово-экономических отношений, повсюду и везде, во всех сферах общественных отношений.
    • Неизбежна насильственная смерть тех людей, которые не примут это начертание антихриста.

 


О начертании как о внешнем знаке говорит и свт. Арефа Кесарийский: «опознавательный знак(τὸ γνώρισμα)– на правой руке и на челе. Ведь противоположно благу вырезание (ἑγχάραξις)гибельного имени. На правых (руках), чтобы пресекало (ἐκκόψῃ)24 делание благих дел. На челе же, чтобы на глаза добавленная налегающая часть, произвела в обольщённых помрачение, дабы они не держались благопристойно благочестия в те дни. Но не примут этого те лица, которые отмечены светом Божественного лика».

 


Прп. Ефрем Сирин называет печать зверя по своей сути противоположной Кресту Христову(σφραγίδα ἀντί τοῦ Σταυροῦ τοῦ Χριστοῦ τοῦ Σωτῆρος), т. е. символу Христа и Его печати25. Эту печать начертывает (χαράσση) дракон-зверь.

И несколько далее свт. Арефа задаётся вопросом: «Что же есть начертание, добавляет, имени зверя. Двояким образом оно познаётся: или же через подачу имени его, или же через число. И число же имени его 666 (χξς ´)»26.


Известный греческий богослов-эгзегет и подвижник благочестия нашего времени архимандрит Харалампий Василопулос, резюмируя святоотеческое учение о начертании-печати, замечает: «Печать является знаком покорности запечатлённого тому, кто наносит печать. Она является главным образом меткой (συμάδι τό). Она принадлежит тому, от кого человек получает запечатление. Она также выражает запечатление добровольной рабской покорности, и полного подчинения неверных и прельщённых маловерных людей зверю»27.


Обратимся также к посвящённой этому вопросу статье господина Димитрия Целенгидиса, профессора догматического богословия Фессалоникского университета им. Аристотеля, которая была опубликована в газете «Χριστιανική» 26 октября 1997 года:


 
«Председателю комиссии Священного Синода Элладской
Церкви по Шенгенскому Соглашению и электронным
паспортам Преосвященному митрополиту Патрскому
г-ну Никодиму, г. Патры
.

 

   «Ваше Пресвященство, испрашивая Ваших молитв, я хотел бы поставить Вас в известность, что я как профессор догматического богословия сделался адресатом не только многочисленных вопросов, но и многочисленных возражений, а также недоброжелательных комментариев относительно положений одного параграфа Окружного Послания 2626/7-4-97, который издал Священный Синод нашей Церкви. Ко всему прочему и некоторые части текста, которые были опубликованы недавно и некоторые прения на местном радио показали, что возникло волнение в значительной части благочестивого народа, который не в состоянии понять смысл Окружного Послания.

 


Так как я во всей глубине понимаю свою личную ответственность за тело Церкви, как смиренный ее член, и со всем уважением, которое я питаю к Вашей особе, Ваше Преосвященство, то я решил перепроверить некоторые места относительно наложения печати [антихриста] с тем, чтобы помочь и себе, и, насколько это в моих силах, новому Окружному Посланию, которое готовится к изданию Священным Синодом, чтобы более ясно изложить [вероучительные] положения нашей Церкви.


В Окружном Послании 2626 (С. 2) достаточно ясно говорится следующее: "Церковь наша считает, что печать Христова не есть некий внешний символ, который можно нанести насилием или тиранией, но это благодать Святого Духа, которая через Таинства Святого Крещения и Миропомазания освящает человека и делает его "сыном Божиим", и поэтому эти Таинства, в особенности Миропомазание, называются "печатью Христовой" (σφραγις του Χριστου).

  "Поистине, просвещение от Духа Святого есть единая печать", – так лаконично говорит преп. Симеон Новый Богослов. И тот, кто печать Христову имеет и хранит, тем самым он исповедует, что Иисус Христос есть Сын Божий, Который пришел в мир во плоти и стал человеком ради нашего спасения. И нет такого вида печати, налагаемой насильно и тиранически, которая лишила бы силы печать Христову.


Таким же образом и печать антихриста, о которой повествует Апокалипсис, – это не некий внешний символ, который можно наложить насильно, вопреки желанию и против воли личности, но это добровольное отсечение (εκουσια αποκοπη) личности от благодатной жизни Духа Святого с добровольным отречением от веры (’εκουσία ’άρνηση τής πίστεως) в то, что Иисус Христос есть Сын Божий и Спаситель мира".


Прежде всего необходимо дать разъяснение по поводу того, что в вышеприведенном тексте идет речь о двух печатях-символах, которые совершенно противоположны друг другу по виду. Первая печать, которая согласно преп. Симеону Новому Богослову является «просвещением от Духа», представляет собой по мысли святого Григория Паламы уникальный, "единоприродный" (тождественный по естеству) символ. Единоприродный символ всегда сопутствует природе, от которой происходит его бытие как природного. Так как природа этого символа символизирующего предмет в данном случае является нетварной, то нетварным является и его символ, т. е. он открывается в «свете славы Божией» (или Просвещением Духа). Вторая печать, – в данном случае имеется в виду печать антихриста, – представляет собой тварную сущность, которая служит знаком целокупной иной реальности, отличной от реальности печати. Эта печать образует аллегорический символ (αλληγορικο συμβολο)28.


Первое замечание, которое я хотел бы сделать это [именно то,] что оба эти вида символов (природный – Христа и аллегорический – антихриста) даются человеку, во-первых, во внешнем и тварно-осязаемом виде. Печать Христова, т. е. благодать Святого Духа, хотя и нетварна, но преподается посредством тварно-мистического характера действия – помазания. Печать [же] антихриста, [его] начертание, образует тварный внешний символ, который, однако, несет в себе для человека духовные последствия в вечности.


То, что я хотел бы уточнить относительно печати антихриста, непосредственно следующее:

 

а) Святой Апокалипсис с достаточной ясностью нам говорит о том, что печать, начертание будет полагаться на правой руке и на челе, [и] также будет являться «ключом» в системе всех торгово-промышленных отношений (Апок. 13, 16-17).


 

По тому, что печать полагается на тело, она должна быть распознаваема, и, прежде всего как средство экономических отношений. Поэтому печать [антихриста] никак не может быть только мысленной, духовной или же внутреннего характера, но она будет и внешним символом (в отличие от печати «дара Духа Святаго» – прим. перев.).


б) Эта печать будет оказывать на принявших ее и свои духовные последствия в вечности. Внешний характер печати подтверждается явным отречением от веры во Христа, и вследствие добровольного отсечения от благодатной жизни Святого Духа, она несет вечное отлучение от Бога.


   "И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем ни ночью, поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Апок. 14, 11). Таковы последствия для тех, кто будет иметь печать антихриста и в дни Второго Пришествия [Христа]"29.


   "И сделает нечестивец каждому печать, не как попало, не на все части тела, но наложит [ее] на правую руку человека, также и на чело [наложит] нечестивое изображение (δυσσεβη χαρακτηρα), дабы человек совсем не имел силы правой рукой осенять себя знамением нашего Креста Христова, ни лоб, т. к. он, этот нечестивец, боится и святого имени Господа, и славного страшного Креста Спасителя"30.


Несомненно, что само принятие начертания равноценно либо отречению, либо потере веры, что в принципе становится вполне ясным, исходя из последующего библейского текста, который мы далее приводим: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Апок. 14, 12).


Второе мое замечание касается [понимания] того, в чем заключается собственный смысл понятия насильственного наложения печати. В Окружном Послании замечено: «...И нет такого вида печати, налагаемой насильно и тиранически, которая лишала бы силы печать Христову». Конечно, нетварная благодать Святого Духа как печать Христова не может быть изглажена никаким видом печати, проставляемым насильно.


Тем не менее, осмысливая вышеприведенный библейский текст (Апок. 14, 12) необходимо признать, что печать Христова теряет действенность со всеми своими спасительными качествами тогда, когда человек добровольно принимает начертание антихриста. Несомненно то, что начертание имеет особое значение, т. к. в библейском тексте оно ставится в одной смысловой-семантической плоскости с числом имени антихриста "666" (см. Апокалипсис 13, 17: "кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его").


В этой связи необходимо обратиться к понятию узаконенное принуждение. Что же должно произойти, если в государственном законе появится «словесное начертание» или «число имени антихриста» (как, например, в случае с электронными паспортами) с той целью, чтобы принудить граждан присоединиться к новому законодательству и [антихристовым] торгово-экономическим отношениям?


Согласно ли с [верой] нашей Церкови [то], что если такой вид насилия узаконенный в части принятия «начертания» или «числа имени антихриста» будет применяться по отношению к воле гражданина (государством), то тогда это не будет иметь духовных последствий? Конечно несогласно! И это [именно] потому, что свобода выбора человека остаётся ненарушимой в любом действии, даже если она подвергается давлению. Даже сам дьявол не может [нас] "заставить".


И в случае применения «узаконенного насилия» человек обладает силами совершить самостоятельный выбор. Поэтому было бы справедливо вынести в конце моего обращения следующее: отрекающийся от соблюдения заповедей Божиих, отрекается и от образа вечного общения с Богом.

 


Но когда закон государства касательно "начертания" или "числа" антихриста не просто не предусматривает ограничение использования "узаконенного насилия" по отношению к свободе граждан, но и переходит к применению телесного насилия – [т. е.] когда гражданин, несмотря на своё решение [не принимать печати], не в силах противостоять применению насилия (например, в случае применения психотропных средств, или психологического доведения до безумия), – [то] само собой разумеется, что только в таком случае эта печать "не в силах привести в состояние бездействия печать Христову".

 


Ваше Преосвященство, испрашивая смиренно прощение за мое вмешательство, я предаю себя Вашей отеческой любви, почтительно лобызаю источающую благодать Вашу десницу, испрашиваю ваших богоугодных молитв.

С глубоким почтением Димитрий Целенгидис, профессор Университета.

Также извещены члены Комиссии: митрополит Димитриадский г-н Христодул (в последствии архиеп. Афинский и Всея Эллады, недавно почивший – ред.); митрополит Никопольский г-н Мелетий; протопресвитер отец Феодор Зисис, профессор Университета в Фессалониках; протопресвитер отец Георгий Металлинос, профессор Университета в Афинах.



Мы вынуждены сделать выводы, опираясь на святоотеческие и авторитетные толкования Откровения, что утверждение проф. А. И. Осипова о том, что печать антихриста это не внешний знак, а лишь некое духовное греховное устроение человека, настрой души, устремлений к погружению во всё материальное противоречит православному церковному учению о печати как внешнем знаке, которым запечатлевает лжепророк всех прельщённых.

 

 

Греховное устроение, вернее закоснелость в страстях, лишь предшествует запечатлению человека антихристом его скверной печатью. По своей сути и действию печать-начертание антихриста противоположна начертанию-печати Христа Спасителя, т.е. Его животворящему и спасительному Кресту. Также стало ясным, что описываемое в Откровении неизвестное нам скверное имя антихриста и известное число его имени являются совершенно равнозначными по своему предназначению.

 


В отношении Лжепророка, который также как и Антихрист будет исторической личностью необходимо сказать, что, несмотря на то, что о нём повествуется, как о звере выходящем из земли, после описания Антихриста, но он является именно перед Антихристом, раньше него, а не после, как может показаться после невнимательного прочтения. «Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела;» (Откр. 13, 12), «И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив» (Откр. 13, 14). Многие святые отцы усматривают подобие Лжепророка с Иоанном Предтечей, который пришёл перед Христом и проповедовал крещение покаяния. Точно также и предтеча Антихриста – Лжепророк, будет тоже проповедником «крещения», но уже «крещения» нераскаянности.

 


Кроме того, как под антихристом понимается помимо исторической личности и совокупность, и отдельные его предтечи, так и под лжепророком точно также помимо конкретной личности – множество обольстителей с истинного пути. «Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой [человек] есть обольститель и антихрист» (2 Иоан. 1, 7), «и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;» (Мф. 24, 10-12), «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам все» (Мк. 13, 22-23).

 

 

Насчёт печати ещё можно вполне предположить, что она будет известна людям задолго до явления Антихриста и не будет вызывать большой паники, иначе как можно объяснить тот факт, о котором нам сообщает Священное Писание, что Второе Пришествие Господне будет внезапным и большинство людей не заметят приближающегося конца? «Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами [постигает] имеющую во чреве, и не избегнут. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать» (1 Фесс. 5, 3-4).

 


Cогласно описанию в 13-й главе Апокалипсиса, зверь выходящий из земли, лжепророк, будет действовать, запугивая людей экономической блокадой, и будет налагать начертание на лоб и на правую руку всем тем, кто потом признают антихриста. «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Апок. 13, 16-18). Из этого отрывка Апокалипсиса следует вполне ясный вывод о том, что будет собой представлять начертание антихриста: [это] или его имя, или число его имени, т. е. число «666».

 


Сличая это с точным истолкованием этого конкретного отрывка: что не сможет человек купить или продать, если не имеет начертанного знака, т. е. имени зверя или числа его имени, – [то] необходимо сделать вывод, что число «666» содержит в себе имя зверя и тождественно ему. Итак, начертание – это и имя, и число «666». Непосредственная связь этого имени и числа явствует и из филологического анализа указанного отрывка, поскольку два слова соединены при помощи разделительных союзов «или», который соединяет «по порядку», т. е. соединяет подобные элементы (однородные существительные)»31.


 
Б. Являются ли обман и хитрость методами действия антихриста и лжепророка?

 


Проф. А. И Осипов высказывает сомнение, в том, что лжепророк и антихрист на людей будут воздействовать лестью, обманом, хитростью и даже коварством. «Но есть и ряд серьёзных вопросов, которые бы следовало обсудить на высоком церковном богословском уровне. И самый главный, – подчёркивает А. И. Осипов, – о незаметном принятии антихриста. Поразительно, как часто мы оболочку принимаем за суть... Сегодня под "незаметностью" иногда толкуют некий обман: зашифруют в штрих-коде три шестёрки, а человек, добрый христианин, не зная, купит пакет молока со шрих-кодом, и всё пропало – принял антихриста».

 


Свт. Андрей Кесарийский утверждает, что эти два апокалипсических зверя, антихрист и его предтеча-лжепророк будут применять именно прельщение и обман: «Волшебством и обманом предтеча отступника-лжехриста всё будет делать для обольщения людей, чтобы они считали антихриста за Бога, как славного чудотворца и удостоившегося такого прославления подобно Крестителю, приводившему верующих ко Спасителю, ибо для обольщения людей и ложь старается подражать истине. Поэтому неудивительно, если обольщённые увидят глазами сходящий с неба огонь, так как нам известно ещё из истории Иова, что по попущению Божию с неба действием сатаны сошёл огонь и сжёг его стада»32.

 


Об обмане и прельщении, как главных принципах действия антихриста и его предтечи-лжепророка пишет свт. Кирилл Иерусалимкий: «...а здесь будет действовать и страх и обольщение, якоже прельстити, аще возможно, и избранныя (Мф. 24, 24)»33. Свт. Кирилл подчёркивает также, что мученики времён антихриста будут выше мучеников первых веков, поскольку «и прежде воздвигавшие гонения цари только убивали, а не обольщали других, что они воскрешают мёртвых, не являли призраков знамений и чудес»34.

 


Приснопамятный Анфим, патриарх Иерусалимский (1788-1808), богослов и эгзегет Апокалипсиса, также утверждает, что печать-начертание антихриста – это вещественный знак: «Знак на правой руке их или на лбу их – это число имени зверя, шестьсот шестьдесят шесть». Не оставляет никаких сомнений и то, что лжепророк и антихрист, согласно комментарию патриарха Анфима, будут действовать прельщением и обманом на людей. «Зверь же будет мучить и будет властвовать над благочестивыми, как и до него мучители, и обманет многих не из числа богомыслящих, но из тех, кто лишь кажется благочестивым, названных населяющих землю, то есть прилипшими к земному и тленному»35.

 


Известный греческий богослов XXв. архимандрит Харалампий (Василопулос) в своём фундаментальном труде по изъяснению Апокалипсиса, также подчёркивает, что спецификой деятельности и лжепророка, и антихриста и его предтеч-еретиков является обольщение: «В деле обольщения второй зверь, лжепророк, не делает различия между людьми. Лжехристы и лжепророки имеют своей целью обольстить всех и «если возможно и избранных» (Мф. 24, 24). Но он не сможет завладеть душами избранных. «Обольщает тех, у кого сердце постоянно устремлено на земное, но он не может обольстить тех, которые приобрели жительство на небе, ибо они совершенно утверждены предсказанием его пришествия»,36 говорит свт. Андрей Кесарийский»37.

 


«Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть (Откр. 13,18).


Старательное исследование числа печати и всего остального, написанного о нём, откроет время искушения бодрствующим и здравомыслящим («νήφουσιν» – "трезвящимся" – в оригинале только это одно слово, вместо двух в русском переводе)»38.


Святитель Игнатий (Брянчанинов), прп. Ефрем Сирин также указывают о необходимости для спасения руководствоваться не своим разумом, а, проявляя послушание голосу Вселенской Церкви, поверять всё словом Божиим и святоотеческими писаниями. «Нужно, крайне нужно внимание к слову Божию, оправдываемое самими событиями враждебного времени и настроения, да не когда отпадем»39. Именно через послушание голосу Вселенской Церкви, который главным образом выражается не в решениях современных богословских конференций, которые как свидетельствует история очень часто идут на поводу требований времени и сильных политических интересов, и принимают компромиссные решения несогласные с церковным учением, а голосу Церкви выраженному прежде всего в творениях Святых Отцов.

 

 

Только через неуклонное послушание Евангельскому голосу «ума Христова», «носителями» которого являются святые Православной Церкви человек может обрести духовное рассуждение. «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов.» (1 Кор. 2, 12-16).

 
 
В. Нужно ли нам знать о знамениях кончины мира и антихриста?

 


Ещё один не менее важный вопрос, который часто волнует людей: о времени и сроках явления антихриста. Профессор А. И. Осипов в своих ответах на вопросы об Апокалипсисе отвечает на данный вопрос в следующих тезисах:

 


1. Не наше дело рассуждать о временах и сроках,
2. любой христианин стоит перед Апокалипсисом
3. никто не знает, когда придёт эта минута
4. конец мира зависит от нравственного состояния человечества,
5. покаяние всегда может отодвинуть сроки кончины мира,
6. человек не должен заниматься исканием времени прихода антихриста, а только личной внутренней жизнью.


Все эти положения согласуются со Священным Писанием, кроме пункта №6, который должен быть проанализирован. Для того чтобы понять, в чём и где этот пункт несогласен с учением Церкви приведём слова свт. Кирилла Иерусалимского из 15-го Огласительного слова, посвящённого учению Священного Писания о Втором Пришествии Христовом, а также о явлении Антихриста:

 


   «Итак, прейдет видимое, и придёт ожидаемое лучше оного. Но о времени том никто не любопытствуй. Ибо несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во своей власти (Деян. 1, 7). И не дерзай назначать времени, когда cиe случится; впрочем и не засыпай от безпечности: Бдите, говорит Христос, яко в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет (Мф. 24, 42). Так как надлежало нам знать признаки скончания миpa, и так как мы Христа ожидаем, чтобы не умереть в заблуждении и не впасть в обольщение лжеца антихриста, то подвигнутые Божественною волею Апостолы, для назидания нашего, приступают к истинному Учителю и говорят: рцы нам, когда сия будут: и что есть знамениe Твоего пpuшecтвия и кончина века (Мф. 24, 3). Мы надеемся, что Ты опять придёшь; но сатана преобразуется во ангела светла (2 Кор. 11, 14); для сего предохрани нас, чтобы не поклониться нам вместо Тебя иному.

 

Он, отверзши Божественные и Святые уста Свои, говорит: блюдите, да никтоже вас прельстит (Мф. 24, 4). И вы, слушатели, как бы созерцая Его теперь очами ума своего, слушайте Его, и к вам то же самое говорящего: блюдите, да никтоже вас прельстит. Слова cии убеждают всех вас внимать тому, что говорится. Ибо это не история о делах прошедших, но пророчество о будущем и непременно случиться имеющем. Мы не пророчествуем, ибо мы недостойны, но признаки, находящиеся в Писании, открываем и объясняем. Примечай же ты, что случилось уже и что должно случиться, и предостерегай сам себя».

 


И далее свт. Кирилл, разбирая все имеющиеся предсказания о знамениях кончины мира и явления антихриста, приводит основные признаки конца мира. Здесь же мы, сопоставляя слова проф. А. И. Осипова со словами богодухновенного Святого Отца Церкви, заметим, что они разнятся в отношении необходимости знания признаков пришествия антихриста и кончины мира. Профессор уверенно советует не заниматься исследованием признаков конца мира и явления антихриста, а свт. Кирилл советует эти признаки знать, чтобы не оказаться прельщённым, примечать что уже случилось и что должно случиться, и предостерегать себя. Таким образом, Церковь Христова устами Святых Отцов нас призывает всегда:

 

• бодрствовать,
• трезвиться,
• внимать Священному Писанию, его словам и пророческим предказаниям,
• опасаться прельщения со стороны слуг антихриста и его предтеч,
• знать признаки пришествия антихриста, чтобы не погибнуть в сетях тонкого и хитрого обольщения,
• важно также знать какие из признаков уже свершились, а какие ещё нет.

 
 
О необходимости для спасения души изучать знамения Второго пришествия Христова пишет и прп. Ефрем Сирин:

   «Не переставай, – говорит он, – испытывать Божественное писание, не переставай вопрошать Матерь свою – Церковь: когда приидет желанный Жених, спрашивай и разведывай о знамениях Его Пришествия, потому что Судия не укоснит (т.е. не замедлит). Не переставай прибегать к помощи знающих о сем в точности».40

 


 
________________________________________
СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

1 Свт. Кирилл, Архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. Репринт М. Синодальная библиотека. 1991, с. 236
2 PG. t. 106, p. 681, col. 765 A

 
3 С большой буквы обычно пишется характеристика конкретной личности, использующаяся вместо имени, которое опускается или не упоминается. В церковных текстах часто пишется с маленькой буквы личность к которой оказывается презрение, чтобы намеренно оскорбить, как это всегда справедливо применяется к названием нечистых духов. В данном случае с большой буквы пишется для того, чтобы отличить конкретную персону от коллективного именования её предшественников.

 
4 «Ибо тайна беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фесс. 2, 7). Под тайной беззакония, по общему святоотеческому толкованию, понимается непрерывная война, которую ведёт сатана и его слуги против Бога и Его Церкви, – против православных христиан, которой Господь попускает совершиться для испытания любви верных и для очищения от грехов, как золото в горниле.

 
5 «И он (т.е. лжепророк – предтеча антихриста) сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13, 16-17)

 
6 И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного ещё прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога. (1 Петр. 1, 17-21)

 
7 «Дeти, послeдняя година есть. И якоже слышасте, яко антихрист грядет, и нынe антихристи мнози быша, от сего разумeваем, яко послeдний час есть.» (1 Иоанн 2, 18) (Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет Антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. )

 
8 Мировоззрение, которое учит о множественности и относительности «истин», которое приводит к отрицанию существования Бога и отрицанию понятия истины в своём подлинном значении.

 
9 т.е. «согласие Отцов», единодушное мнение всех или многих святых Отцов Церкви, в первую очередь древних, по какому либо вопросу веры и благочестия. Согласие Отцов является источником Православной догматики, т.е. нашей веры, изложенной для ясности и во избежание заблуждений на понятном человеческому рассудку логико-философском языке. Догматическая система стремится к возможно более адекватному, точному и ясному выражению в словесной форме того, что является безконечным и непостижимым, неизреченным и в совершенном виде не описуемо.


10 По архиеп. Аверкий (Таушев), «Предисловие к книге Апокалипсис». Апокалипсис, НИКА, Житомир 2006, с. 296-297

 
11 По этому вопросу рекомендуем читателю интересное сочинение нашего соотечественника начала XX века Льва Тихомирова «Апокалипсическое учение о судьбах и конце мира», а также известную книгу «Посмертные вещания преподобного Нила Афонского Мироточивого».

 
12 По архиеп. Аверкий (Таушев), «Предисловие к книге Апокалипсис». Апокалипсис, НИКА, Житомир 2006, с. 301-304


13 Из специальных святоотеческих трудов по истолкованию Апокалипсиса до нас дошли: «Толкование на Апокалипсис» святителя Андрея Кесарийского (V век), которое является особенно ценным и представляет собой итог всего понимания Апокалипсиса в доникейские период (т.е. до I-го Вселенского Собора, который проходил в 325 году в г.Никея), весьма ценная «Апология на Апокалипсис» святителя Ипполита Римского (ок.230г.) и толкование святителя Арефы Кесарийского, которое полностью не переведено на русский язык. Также толкование различных мест Апокалипсиса, о Втором Пришествии и о антихристе мы найдём у многих древних святых отцов и учителей Церкви и в первую очередь это: прп. Иоанн Дамаскин, свт. Кирилл Иерусалимский, блаж. Феодорит, Лактанций, Гезиций Иерусалимский, блаж. Иероним, прп. Ефрем Сирин, свт. Иоанн Златоуст, свщмч. Ириней Лионский, св. Иларий Пиктавийский, свт. Амвросий Медиоланский, блаж. Августин и другие.

 
14 «– Отец Кирилл, что вы скажете про ИНН? Наши читатели ждут мудрого старческого суждения по этой сложной проблеме.

 
— Я всегда, с самого начала был против ИНН, – говорит мне Старец. И тяжело вздохнув, добавляет: – Правда, были и у меня сомнения, колебания. Когда я увидел, что некоторые архиереи и уважаемые пастыри благословляют верующих принимать ИНН, я было заколебался... Подумал, а прав ли я, не благословляя своих чад принимать "номер". Но сомнения прошли. Я и сейчас выступаю категорически против ИНН. Принимать их не благословляю.
– В чём на ваш взгляд, духовная опасность?
Принимая ИНН человек входит в систему зла... Вообще, в этих ИНН много обмана. ... Я считаю, что сейчас ни в коем случае нельзя замалчивать эту проблему, нужно поднимать этот вопрос...»
(Беседовал со Старцем после богослужения в храма Преображения Господня на патриаршей даче в с.Переделкино Антон Жоголев, гл. редактор газеты "Благовест", 20 октября 2000г.).
[В книге: "Архимандрит Кирилл (Павлов). Ближе к Богу!". "Российский писатель", М. 2004, с.195-197]

«То, как и для чего это делается, не оставляет сомнений в греховности и богоборческом характере этого дела. Поэтому участвовать в этом деле не нужно, а по мере возможностей ему сопротивляться. Но нужно при этом сохранять мир и единство. Без мира вообще ничего делать не следует. Сопротивляться введению ИНН нужно так, чтобы никаких раскольнических настроений не возникало среди паствы, а пастыри не должны осуждать друг друга и тем более архипастырей, чтобы не страдало единство Церкви. <...> Мы знаем, что власти наши не совсем свободны, многое им диктует Мировое правительство. Занимающим высокие должности людям, генералам и прочим, если они настоящие православные христиане, тоже нужно быть готовыми пострадать за Христа. Когда-то такое время всё равно настанет. Сегодня – номер, завтра – карточка, послезавтра – печать. Поэтому нам нужно добиваться, чтобы были приняты законы, позволяющие православным людям не принимать номеров, чтобы даже те, кто их принял сейчас, имели бы возможность от этих номеров официально отказаться».
[Там же, с.199-202]

 
15 Известный святостью жизни о. Паисий Святогорец (+1994) при жизни издал ныне известную всёму православному мiру брошюру "Знамения времён". (См.: http://apologet.spb.ru/AgionOros/GerondasPaisios)

 
16 Архимандрит Кирилл (Павлов) – духовник Троице-Сергиевой Лавры, духовник трёх последних русских патриархов. Герой Сталинградской битвы, где держал оборону ставшего неприступной крепостью "дома сержанта Павлова". В 1946г. поступил в Московскую Семинарию. Подвизается в Лавре с 1954г. В настоящее время, более двух лет очень тяжело болен и находится на Патриаршей даче в с.Переделкино.

 
17 «Как стало известно информационному агенству "НГ-религии", Братский духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов), которого многие также считают духовником Патриарха и одним из самых авторитетных старцев, не подписал итогового документа Богословской комиссии РПЦ, в котором, принятие или непринятие ИНН, было названо "делом личного выбора, не имеющего религиозного значения» [В книге: "Архимандрит Кирилл (Павлов). Ближе к Богу!". "Российский писатель", М. 2004, с.207]

«Москва, 26-03-2001, "Благовест-инфо": Архимандр

ита Кирилла (Павлова) четыре часа уговаривали, мягко говоря, чтобы он подписал итоговый документ Синодальной Богословской комиссии по идентификационному номеру налогоплательщика (ИНН), чтобы он согласился, что в ИНН ничего страшного нет... И он этот четырёхчасовой прессинг мужественно выстоял и не подписал документ, для православных неприемлемый...» [Там же, с.207]

 
18 http://www.russned.ru/stats/1795

 
19 20.11. 2007, А. И. Осипов, «Ответы на вопросы: Апокалипсис». © Расшифровка лекций А. И. Осипова КЦ «Русская неделя».

 
20 Как пишет свт. Григорий Палама, что каждому христианину, находящемуся в недрах Церкви Христовой, «отрадно праздновать и разъяснять божественную благодать и действие Креста, совершаемые на Праотцах еще до явления Креста в мир».Свт. Григорий Палама. Омилии. М. Паломник. 1993, с. 111
21 Свт. Григорий Палама. Беседы (Омилии). М. Паломник. 1993, ч. 1, с. 106
22 PG. 10, 932 C ΒΕΠ, 6, 287
23 PG. t. 106, с. 340 A, B

 
24 Глагол ἐκκόπτω имеет несколько значении, например: отрезать, отрубать, умерщвлять, истреблять, уничтожать и т. д
25 Λόγος στήν Παρουσία τοῦ Κυρίου, Τόμ Δ´, Ἔκδ. Τό Περιβόλη τῆς Παναγίας, σελ. 126.
Свт. Григорий Палама также называет Крест «священной и честной Печатью»(σφραγίς ὢν ἱερὰ καὶ σωστικὴ καὶ αἰδέσιμος), «Символом Царя Славы»(τοῦ βασιλέως τῆς δόξης τὸ σύβολον). Свт. Григорий Беседы (Омилии), М. 1993, ч. 1, с. 117. Омилия 11 «На честной и животворящий Крест Господень. Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ ἄπαντα τα ἔργα. ΕΠΕ 72, σ. 318
26 PG. t. 106, с. 681 В
27 Ἀρχιμ.Χαραλάμπους Δ. Βασιλόπουλου. Ἡ Ἀποκάλυψις ἐξηγημένη (το κατά δήναμη).Ἀθήναι. 1990, Ἐκδ. Ὀρθόδοξος Τύπου, τόμος 4, σ. 109(Написано в Афинах и в Священной Обители Безплотных сил (Петраки). 18 января 1971 г., день св. Афанасия Великого)

 
28 Свт. Григорий Палама пишет: «Всякий символ либо одной природы с тем, чего он символ, либо принадлежит к совершенно иной природе… И вот единоприродный символ всегда сопутствует природе, от которой его бытие как природного, но совершенно невозможно чтобы символ другой, самостоятельно существующей природы всегда сопутствовал обозначаемому: чем бы он ни был сам по себе, ему ничто не мешает существовать прежде обозначаемого или после него. Наконец, символ не существующий самостоятельно не бывает ни прежде ни после обозначаемого, потому что для него это невозможно, но ненадолго появившись он сразу переходит в небытие и совершенно исчезает».
[Свт. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих. М. 1995. III, 1-14].

 
29 Преп. Ефрем Сирин. "Слово на пришествие Господне". (Данное «Слово» на русский язык не переведено).
30 Свт. Ипполит Римский. Творения. Т. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1997. С. 75. (Приведенный перевод имеет некоторые разночтения по сравнению с дореволюционным изданием)
31 Фальсификация учения о начертании антихриста, Издание монастыря Большие Метеоры 1997, Пермь, «Панагия» 2004, с. 27-28

 
32 PG. t. 106, p. 338, col. 58 C
33 Свт. Кирилл Иерусалимский. Огласительное слово 15, 17
34 Там же.
35 Πατριάρχου Ἰερουσόλιμων Ἀνθίμου. Ἐρμηνεία εἰς την Ἰερᾶν ἀποκλυψσιν. Τοῦ ἁγίου ἐνδόξου καί πανευθήμου Ἀποστόλου καί ευαγγελίστου Ἰοάννου τοῦ θεολγου. Ἐκδ. 2-α. Βασ. Ρηγόπολου. 1981
36 Свт. Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсиc. Отдел 13. Статья 37 О лжепророке.
37 Ἀρχιμ.Χαραλάμπους Δ. Βασιλόπουλου. Ἡ Ἀποκάλυψις ἐξηγημένη (το κατά δήναμη).Ἀθήναι. 1990, Ἐκδ. Ὀρθόδοξος Τύπου, τόμος 4, σ. 104. (Написано в Афинах и в Священной Обители «Асоматон» (Петраки). 18 января 1971 г., день св. Афанасия Великого).
38 PG. t. 106, с. 340 C
39 Свт. Игнатий. Творения. Аскетическая проповедь, т. 4. Беседа в неделю тринадесятую. О причине отступления человека от Бога, с. 227-228
40 Прп. Ефрем Сирин. Творения. М. 1850, т. 4, с. 33
 
 
________________________________________
[1] См. Прот. Г.в. Флоровский. Избранные богословские статьи. М. Пробел. 2000. Кафоличность Церкви, стр.154-155

 

Источник: Православный Апологет
https://apologet.spb.ru/

[group=5]
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
[/group]

Комментарии:

Оставить комментарий